Шторы, выбор цвета

Загрузка ...

ВЫБОР ЦВЕТА В ТЕКСТИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА, БОЛЕЕ ВАЖЕН, ЧЕМ МОДЕЛЬ ШТОР ИЛИ ПОКРЫВАЛ!

Что к чему, или цвет в интерьере.

Для объединения интерьера в единое целое важны стилистика предметов, материалы, из которых они сделаны, но в первую очередь – их цвет. Цвет влияет на наше восприятие пространства, на субъективную температуру помещения, на эмоции, которые вызывает интерьер. Правильно подобранные цвета – ключ к гармоничному интерьеру, а значит, и шаг к внутренней гармонии человека.

Ассортимент предметов интерьера сейчас богат, как никогда прежде. Как не запутаться в многообразии цветов и оттенков, как выбрать именно то, что сделает ваш дом красивым и целостным? Ведь далеко не все сочетания цветов (и рисунков) приятны для глаз. Да и смотреться приглянувшаяся вещь может в магазине совсем не так, как потом будет выглядеть дома.

Немного о цветовом круге.

Весь радужный спектр можно представить в виде круга. Впервые его нарисовал Ньютон, затем похожий придумал Гете, большое исследование посвятил ему дизайнер начала XX века Иоханесс Итен. Такой круг прикрепил к стене своей мастерской Делакруа, а рядом подписал все сочетания, возможные с тем или иным цветом. Именно этого художника импрессионисты считали выдающимся колористом.
Целый день нас окружают самые разные цвета. Одни для нас любимы, другие - нет. Для большинства персон цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов.


В литературе описывают следующие виды цветовой гармонии:

КОНТРАСТНАЯ ГАРМОНИЯ - выбирать на круге цвета, противоположные друг другу, – они называются дополнительными. Оказавшись рядом, эти цвета усиливают контрастность друг друга и вместе смотрятся идеальной парой.
Вы думаете, напротив синего стоит желтый? Ничего подобного! Пара для синего — оранжевый, для желтого — фиолетовый, ярко-красному больше подойдет бирюза, а вот с зеленым сочетается темно-красный (классическая английская палитра, заметим в скобках).
ТОНАЛЬНАЯ (близкая, одноцветная) ГАРМОНИЯ - оттенки одного цвета, но разной насыщенности. Их сочетание можно определить как «ускользающая красота» – различия не всегда бросаются в глаза, но создается общее впечатление изысканности и утонченности.


ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ГАРМОНИЯ - использование соседних по окружности цветов. Такие сочетания считаются универсальными – в меру нестандартными и гармоничными для глаза.

АНАЛОГИЧНАЯ ГАРМОНИЯ - сочетание смежных или родственных цветов: желтый + ж-зелёный + зелёный и т.п.;
ГАРМОНИЯ РАВНОСТОРОННЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА - в цветовой круг (фото) вписывают равносторонний треугольник, на его вершинах гармоничные цвета: синий + красный + жёлтый т.п.;
ГАРМОНИЯ ПРЯМОУГОЛЬНИКА - в цветовой круг вписывают прямоугольник, на его вершинах гармоничные цвета: зелёный + синий +красный +оранжевый и т.п.;
Однако, не рекомендуется использовать в интерьере более 3 цветов. Исключение составляют ахроматические цвета (белый, серый и чёрный), которые можно добавлять дополнительно в любые цветовые сочетания.

 

 


Так же следует учитывать, что наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
В интерьере ВЛИЯНИЕ СВЕТА на цвет тоже очень важно.

Например, если шторы сделаны без подкладки, то при зашторенных окнах, тень отбрасываемая от шторы будет не того же цвета!
НЕМНОГО ТЕОРИИ: при естественном освещении предмет отбрасывает на ахроматический (черный, белый или серый) фон тень дополнительного к нему света: красный — зеленую, желтый — фиолетовую, синий — оранжевую. Найти подходящую тень для объекта с более сложным цветом поможет цветовой круг — смотрите, что находится в круге напротив цвета объекта.
Белый предмет отбрасывает зеленую тень.
При наличии дневного света цветной свет, направленный на белый предмет, так же отбрасывает тень дополнительного к нему света, например, свет от зеленой лампы — красную, а от фиолетовой — желтую.
Два исключения: свет красно-оранжевой или сине-зеленой лампы отбрасывает черную тень.
Если тень падает на цветной фон, ее цвет смешивается с цветом фона.
С другой стороны, в вечернее время, когда используются дополнительные источники света - лампы накаливания, цвет тоже имеет свойство меняться:
красный, оранжевый и жёлтый - светлеет,
оранжевый - краснеет,
холодные: зелёный, голубой и фиолетовый - темнеет,
тёплый зелёный - не меняет цвет,
светло жёлтый - белеет,
голубой - зеленеет, становится холодным зелёным,
тёмно синий - чёрным,
синий - теряет насыщенность,
фиолетовый - краснеет и становится пурпурным


Итак, как же следует подбирать цвета для интерьера?

Основные варианты таковы: однотонные сочетания, простое или сложное сочетание дополнительных цветов, сочетание трех цветов.

Не пугайтесь этих названий, на самом деле все относительно просто!

Однотонные сочетания, пожалуй – самый простой подход к решению задачи. Предметы мебели, интерьерные ткани и аксессуары подбираются одного цвета, но разных оттенков – светлых и темных. Все гармонично, ничто не режет глаз… но выглядит скучновато. Да и подобрать мебель, ковер, ткани, обои и еще тысячу мелочей одного цвета может быть довольно трудно.

Дополнительные цвета – это пары цветов, расположенные на цветовом круге против друг друга. В простом сочетании соединят два дополнительных цвета, например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Для смягчения контраста можно добавить нейтральный третий цвет – серый, белый, иногда черный. Более сложный вариант – вместо одного из чистых цветов взять его оттенки, один или несколько. Вместо зеленого – цвет морской волны или травяной, вместо оранжевого – красновато-оранжевый или оранжево-желтый.

При сочетании трех цветов необходимо помнить, что взятые в равных долях они создадут излишнюю пестроту. Преобладать должен один, а два других цвета будут гармоничным добавлением к нему.

Цвет в интерьере

Преобладающий в интерьере цвет – это обычно цвет обоев или обивки стен. Дополнительные цвета – это цвета прочих крупных поверхностей в комнате – крупная мебель, покрытие пола, шторы. Наконец, разнообразные аксессуары – декоративные подушки, абажуры, пуфики – предметы, которые способны увязать цветовую гамму комнаты в единое целое, т.е. их цвет – вспомогательный. Если интерьер выполнен в однотонных сочетаниях, то аксессуары – это то, что способно внести яркий штрих, не нарушая общую гармонию. При использовании пары дополнительных (контрастных) цветов те же аксессуары дают возможность смягчить контраст и придать композиции завершенность.

И, наконец, несколько советов.

Обязательно проверьте, как выглядят выбранные вами ткань, обои или предмет мебели при дневном свете и при электрическом освещении, и как они сочетаются с цветом других элементов интерьера.

Яркий элемент в однотонном интерьере лучше повторить 3-5 раз.

Так цветовой акцент не будет выглядеть случайным пятном.

Не ориентируйтесь исключительно на критерий «нравится цвет». Как бы ни был приятен, например, желтый, комнату на солнечной стороне лучше оформить в прохладных тонах – голубой, серо-голубой, прохладный бежевый, светлый серо-сиреневый, бледно-зеленый. Эти цвета визуально раздвинут пространство и смягчат резкость прямых солнечных лучей. И наоборот, в темноватой северной комнате желтый цвет добавит солнца даже в пасмурную погоду.

По-настоящему красивый дом - это союз оттенков, рисунков и текстур. Именно поэтому опытные декораторы предпочитают, чтобы шторы выглядели достаточно заметно и добавляли интерьеру эффектности, а не смотрелись “банальными статистами”.

Очень эффектно и профессионально выглядит вариант, когда все оттенки/рисунки текстиля неоднократно повторяются в разных вариациях - на крупных и небольших плоскостях. Именно такие интерьеры входят в “золотые коллекции” глянцевых журналов и каталогов тематики — шторы и текстильный дизайн интерьера.